Урок 39. 3D (часть 2)._

инструменты 3D (часть 2)Вы узнаете:

  • Как устроена панель 3D Scene (Сцена).
  • Как рисовать по поверхности 3D-модели.
  • Как разрезать модель поперечной плоскостью.
  • Как устроена панель 3D Materials (Материалы).
  • Как загружать и редактировать текстурные карты.
  • Как сделать 3D кубик с вашими фотографиями.
  • Как создать и сохранить анимацию 3D модели.

Урок состоит из следующих разделов:

1. Обучающее видео.
2. Продолжаем разбираться с возможностями 3D в Photoshop.
3. 3D Scene (Сцена).
4. Рисование по поверхности 3D-модели.
5. Cross Section (Поперечное сечение).
6. 3D Materials (Материалы).
7. В SC5 появились новые инструменты, очень удобные в использовании.
8. 3D кубик с вашими фотографиями.
9. Анимация 3D объекта.
10. Вопросы.
11. Домашнее задание.

Продолжаем разбираться с возможностями 3D в Photoshop.

Для владельцев PhotoShop CS3 в этой главе будет очень мало информации. Для удобства, я выделила ее синим цветом.

Если вы не установили рабочую среду для 3D, то вызвать окно настроек 3D можно через меню Window(Окно) – 3D. В нем доступны 4 вкладки: 3D Scene (Сцена), 3D Mesh (Сетка), 3D Materials (Материалы) и 3D (Свет). Это окно доступно для просмотра и редактирования, начиная
с Photoshop CS4.

Откройте файл колокол.3DS.

3D Scene (Сцена).

3D Scene (Сцена) На этой вкладке отображаются все объекты сетки, материалы и источники света 3D – сцены. объекты сетки, материалы и источники света 3D сцены3DScene (Сцена). В верхней части окна слева находятся миниатюры глазика видимость слоя, позволяющие отключать видимость частей 3D модели, подобно отключению3D Scene (Сцена) видимости в палитре Layers (Слои). Вот, что произойдет с колоколом, если отключить Line 01.

Рассмотрим это окно подробно.

Preset (Набор) позволяет выбрать стиль рендеринга, в каком виде будет отображаться модель на экране. Советую последовательно нажать на каждый пункт данного списка, чтобы иметь представление как будет выглядеть ваша модель на экране при разных показателях отображения. Подробнее о каждом из способов будет рассказано в разделе Render Settings (Настройки 3D рендеринга) в 3 части урока.

Anti-Alias (Сглаживание). Чем лучше качество сглаживания, тем больше времени займет просчет визуализации модели.

Best (Наилучшее)– обеспечивает высочайшее качество изображения, но значительно замедляет процесс.

Better (Лучшее) – оптимальный выбор между качеством и скоростью обработки.

Draft (Черновое) – задает наибольшую производительность, но качество картинки ухудшается.

Global Ambient Color (Цвет глобального освещения). Установите цвет R:128, G:128, B:128. Это сделает окружающий цвет более ярким. Если выбрать неодинаковые значения для RGB, то изображение станет тонированным. Чем светлее оттенок, тем ярче будет освещено окружение.

Рисование по поверхности 3D-модели.

Painton (Рисовать на): Рисовать по 3D-модели можно, как по обычному листу. Для этого подходят любые инструменты рисования. Не только кисть, но и штамп. Войти в режим рисования по поверхности можно из меню 3d – 3d Paint Mode (Режим рисования 3D). Paint on ( Рисовать на )

Paint on (Рисовать на) Располагайте модель таким образом, чтобы поверхность рисования была повернута к вам лицевой стороной. Выберите Diffuse (Диффузия) в контекстном меню Paint on (Рисовать на). Подойдут любые кисти и любые расцветки. Мазок кисти будет ложиться точно на модель. Штамп будет оставлять отпечатки с учетом формы объекта. Узорный штамп раскрасит модель текстурой. Ластик сотрет то, что вы нарисовали. Заливка, Diffuse ( Диффузия )градиент, размытие, осветлитель и другие инструменты рисования будут оставлять свой след на поверхности модели. С помощью векторных инструментов можно наносить на модели текст и фигуры, правда, для этого придется загрузить контур в выделение и залить его цветом или узором.

Дважды щелкнитенанести текст на 3д модель текстурную карту на панели Layers (Слои), чтобы открыть ее. Либо в разделе 3D Materials (Материалы) щелкните по значку текстурной карты значок текстурной карты CS4 (в CS4) или значок текстурной карты CS5 (в CS5) и выберите Open Texture (Открыть текстуру).

Текстура откроется в новом окне. Можете продолжить рисовать на ней. Любые изменения тут же будут отображаться на 3D Модели.текстурная карта

Если выбрать Bump (Рельеф) в контекстном меню Paint on (Рисовать на:) и создать карту рельефапровести кистью по изображению (если изображение не содержит карту рельефа), то откроется диалоговое окно, в котором вам будет предложено создать карту рельефа. Нажмите кнопку ОК. Откроется еще одно новыйдиалоговое окно.

 

Оставьте настройки по умолчанию
и нажмите кнопку ОК.

 

Проведите кистью черного цвета по объекту и обратите внимание, что след от кисти будет напоминать вмятины или царапины. Черный цвет кисти рисует вмятины. Если, нарисовав черной кистью вмятину, вы измените цвет кисти на белый и сделаете мазок внутри этой вмятины, то получите выпуклость. след от кисти будет напоминать вмятины или царапины

Черный цвет кисти рисует вмятины

 

Изменяя значения непрозрачности или нажима, вы изменяете глубину вмятины.

Paint on (Рисовать на) Mirror (Зеркало). Также вам будет предложено создать новую текстуру Зеркало. В отличие от предыдущего способа, рисовать вы сможете только на зеркальных участках модели. Черный цвет кисти удаляет зеркальный блеск, белый восстанавливает.

Рисование на текстурной карте и рисование на модели отличаются друг от друга. При нанесении краски на модель иногда получается неравномерное ее распределение. Результат не всегда соответствует нашим ожиданиям. Для того, чтобы быть уверенным, что область на которой вы собираетесь рисовать подходит для этой цели, выберите в меню 3D – Select Paintable Areas (Выбрать закрашиваемые области/Выбрать области для рисования). Выделенная область будет наилучшей для нанесения краски на модель.

Посмотреть наилучшие области для рисования можно на вкладке 3D Scene (Сцена), если выбрать в Preset (Набор) – Paint Mask (Маска рисования). Белым цветом будут обозначены области, подходящие для рисования, синим – области, на которые маска ляжет в недостаточном количестве и красным – где краска ляжет с избытком. Рисовать в этом режиме нельзя. Он служит только для просмотра. Для рисования переключитесь в режим Solid(Непрерывный/Сплошной).

плоскость основания 3Д сцены вкл/выкл плоскость основания для CS4вкл/выкл плоскость основания для CS4.

включить 3D плоскость основания Для CS5 щелкните по значку и выберите пункт 3D – плоскость основания. Также при нажатии на этот значок можно переключиться на 3D – Свет (мини приложение освещения) и 3D – выделение (объект будет очерчен рамкой, для удобства быстрого нахождения его в сцене).

Cross Section (Поперечное сечение).

Модель можно разрезать поперечной плоскостью и посмотреть, что же у нее внутри. В Photoshop CS4 и CS5, как только Вы поставите галочку рядом с Поперечным сечением в нижней части окна 3D Scene (Сцена), произойдет рассечение модели полупрозрачной плоскостью. Для секущей плоскости можно задать цвет и непрозрачность. Значок Flip (Зеркальное отображение) покажет модель с другой стороны выбранной оси. Cross Section (Поперечное сечение)

В PhotoShop CS3 тоже можно воспользоваться поперечным сечением, нажав на поперечное сечение в PhotoShop CS3 стрелочку рядом со значком Cross Section Settings (Параметры поперечного сечения) Cross Section Settings (Параметры поперечного сечения). В появившемся окне, при установке галочки Enable Cross Section (Задействовать поперечное сечение) модель разрезается невидимой плоскостью. В разделе Alignment (Выравнивание) можно задать направление плоскости относительно координатных осей X, Y, Z.

При помощи ползунков Tilt 1(Наклон 1/Наклон А)
и TilT 2 (Наклон 2/Наклон В) можно задать наклон секущей плоскости. А Offset (Смещение/Сдвиг) сместит ее в сторону.

 

3D Materials (Материалы).

Поверхность 3D объектов состоит из материалов и текстур. Материалы состоят из основного и диффузного цвета, блеска, прозрачности, глянца и т. д.

Текстуры можно добавить в свойства материала.

В верхней части окна находится перечень материалов, которые используются в сцене. Материалы накладываются на сетку. Сеток может быть несколько и для каждой из них можно назначить разные материалы.

Layers (Слои) и 3DПользователям версий Photoshop CS3,CS4 и CS5, создавать специальную разверстку (выкройку) в 3D-редакторе не обязательно. Название текстуры появляется под названием 3D слоя в палитре Layers (Слои).

Щелкните по названию Texture (Текстуры) – огонь. В новом окне откроется развертка, с которой можно работать, используя привычные возможности PhotoShop.

Выбрав материал в верхней части окна 3D Materials (Материалы), в нижней части появляются настройки текстурных карт. 3D Materials (Материалы)

текстурные картыС помощью значка текстурной карты значок текстурной карты CS4 (для CS4) или значок текстурной карты CS5 (для CS5), который расположен правее типа текстуры, можно создавать новые, загружать, открывать, редактировать и удалять свойства текстурных карт.

Если навести мышку на название параметров, где есть числовой ввод, то появляется такой значок рука со стрелкой. Двигая руку влево, вы уменьшаете значение параметра. Соответственно, движение руки вправо увеличивает значение.

Ambient (Освещение /Окружение). Цвет окружающего освещения, который отражается от поверхностей.

Refraction (Коэффициент преломления). Преломление — это изменение направления света, возникающее в месте соприкосновения двух материалов (например, воздуха и воды).

Specular (Цвет блика/ Отражающий). Подсветка глянца.

Two Sided (Двусторонний).

Diffuse (Рассеивание/Диффузия). Задается либо цвет материала, либо изображение.

Self-Illumination (Самосвечение/Собственная подсветка). Задает цвет, который отображается независимо от освещения.

BumpStrength (Глубина рельефа/ Коэффициент выпуклости). Делает материал рельефным. Карта выпуклости представляет собой ч/б изображение, где светлые области – это возвышенности, а темные – впадины.

Glossiness (Глянец/Глянцевитость). Степень отражения поверхностью света. При назначении карты глянцевитости в темных областях значение глянца будет максимальное, в светлых — минимальное.

Shininess (Блеск/Яркость). При минимальной яркости происходит уменьшение четкости. При максимальной яркости степень рассеивания уменьшается, а очертания подсветки становятся более яркими и четкими.

Параметры глянец и блеск взаимозависимы:

зависимость параметров глянец и блескПараметры глянец и блеск

Opacity (Непрозрачность). Регулирует прозрачность материала. При 0 материал становится невидимым. При 100 абсолютно непрозрачным.

Reflectivity (Коэффициент отражения). При значении 0 поверхность не будет отражать ничего. При значении 100 поверхность станет зеркальной и будет максимально отражать другие объекты в сцене, в том числе текстуру, которую вы назначите параметру Окружающий фон.

Enviroment (Окружающий фон). Этому параметру вы можете назначить материал, который будет отражаться от поверхности. Материал будет отражаться в 3D сцене подобно панораме. Чтобы убрать отражение, поставьте Коэффициент отражения на 0.

Normals (Нормали).

Материалы можно сохранить в формате COLLADA. Этот формат создан для обмена данными между различными 3D-приложениями (3ds Max, Maya, SOFTIMAGE|XSI, Google Earth и другие).

В SC5 появились новые инструменты, очень удобные в использовании:

Инструмент выбора материала Инструмент выбора материала. При помощи этого инструмента можно выполнить заливку 3D-модели текстурой или цветом.

материалы Для CS5. Щелкните по этой миниатюре для открытия палитры материалов. В наборе по умолчанию можно найти много стандартных материалов, таких как: дерево, ткань, сталь и т. д.

 

3D кубик с вашими фотографиями

Создайте новый документ. В наборах выберите Web, размер (640х480). В меню 3D выберите пункт New Shape From Layer (Новая фигура из слоя). Из открывшегося списка выберите Cube (Куб). Сохраните документ под именем Куб.psd.

Подготовьте 6 фотографий для каждой грани куба (разрешение 72, размер 800х600). Желательно поместить их в одну папку с будущим 3D файлом. 3D кубик

Фотографию Акимовой Надежды сделала Надежда Глазова

Расположим фотографии на гранях. Для этого в палитре слои выберите текстуру передней грани – фон, или в палитре 3D сцена она называется «материал справа». Убедиться, что это именно она легко – отключите видимость видимость слоя у текстуры Фон в палитре Layers (Слои), либо в окне 3D Scene (Сцена) отключите видимость у строчки Материал справа. Включите видимость снова. Два раза щелкните по строчке Фон в палитре Layers (Слои). Откроется новый документ с именем Слой0.PSB. Откройте одну из заготовленных фотографий. Выделите ее Ctrl + A, Скопируйте Ctrl + C. Перейдите в документ Слой0.PSB и вставьте Ctrl +V. Инструментом Move (Перемещение) Move (Перемещение) или Free Transform (Свободное трансформирование) – Ctrl +T, расположите и отмасштабируйте изображение так, чтобы главный объект был в центре.

фото на грани кубаВернитесь в документ куб и убедитесь, что фотография приклеилась к грани куба.

Следующую грань заполним изображением другим способом. В окне 3D, поочередно выделяя пункты, определите, как называется следующая грань. В нижней части окна выделенная грань обводится красной рамкой. Нужная нам грань называется – «Снизу». Нажмите на строчку под ней: «Материал_снизу».

В настройках материала нажмите на значок значок текстурной карты CS4 рядом с названием материала. В контекстном меню выберите загрузить текстуру.
И в появившемся окне выберите нужный файл.

 

3D кубик с вашими фотографиями

Все фотографии на кубе сделала Надежда Глазова

Третью грань, которую мы видим на кубике, заполним изображением 2-м способом. В нашей 3D модели эта грань называется «Сзади». Если вы не собираетесь делать анимацию вращения этого куба, то заполнять изображениями остальные грани не нужно. Используя инструменты 3D вращения и перемещения, найдите для кубика наилучший ракурс. Настройте освещение. На вкладке 3Dсцена щелкните по квадратику цвета Global Ambient Color (Цвет глобального освещения) установите цвет R:102, G:102, B:102, в вашем варианте, возможно, больше подойдут другие значения. Добавьте подходящий фон, просто разместив фотографию на отдельном слое.

Анимация 3D объекта.

Если же ваша цель заставить кубик вращаться, то наложите на остальные грани другие фотографии. В Меню Window (Окно) отметьте пункт Animation (Анимация). Принцип создания анимации для 3D слоя, ничем не отличается от обычной анимации. В панели анимации для 3D слоя добавляются строчки 3D Object Position (Пложение 3D-объекта), 3D Camera Position(Положение 3D-камеры), 3D Render Settings(Настройки 3D-рендеринга) и 3D Cross Section (3D поперечное сечение). Нажатием на значок cекундомер секундомера добавляется ключевой кадр. Передвиньте индикатор времени и 3D инструментами измените положение, масштаб или выполните вращения объекта. Появится второй ключевой кадр.

Если проиграть анимацию, то можно увидеть, что кубик будет плавно изменять свое положение от первого до второго ключевого кадра.

Анимация 3D объекта

На кубике фотографии Надежды Акимовой и Натальи Белоусовой. Фотограф Надежда Глазова

Задайте ключевые кадры с разным положением 3D Object Position (Пложение 3D-объекта) для слоя с кубиком, используя 3D инструменты. Расставляйте ключевые кадры с равными промежутками времени. Для слоя с фоном добавьте небольшое движение 3D камеры. Двух ключевых кадров в строке 3D Camera Position (Положение 3D-камеры) в начале и в конце анимации будет достаточно. Следите, чтобы фон не выходил за границы кадра при движении камеры.

Для сохранения анимации пройдите в Меню File (Файл) – Export (Экспортировать) – Render Video (Просмотреть видео). Введите имя файла, укажите путь и нажмите на кнопку Настройки…Render Video (Просмотреть видео)Нажмите кнопку Параметры. Выбирите тип сжатия из выпадающего списка: Фото – JPEG. Затем ОК. И еще раз ОК. Render (Рендеринг).

тип сжатия

 

Вопросы:

  1. Как включить и выключить видимость плоскости основания?

– Поставить галочку рядом с пунктом Invisible (Невидимый) на вкладке 3D Mesh (Сетка).

– Нажать на соответствующий значок внизу панели на любой из вкладок 3D меню.

– Выбрать соответствующий пункт в меню View (Просмотр) – Show (Показать) – Mesh (Сетку).

– Выбрать соответствующий пункт в контекстном меню правой кнопки мыши.

  1. Кисть, какого цвета в режиме RGB рисует выпуклости на поверхности 3D объекта в режиме Bump (Рельеф) при выборе позиции Paint on (Рисовать на)?

– Белого.

– Серого.

–Черного.

– Красного.

– Любого, кроме белого.

– Любого, за исключением цветов у которых значение R=255.

  1. Поменять текстуру у 3D модели на вкладке 3D Materials (Материалы) можно, нажав значок и выбрав пункт Load Texture (Загрузить текстуру) рядом с параметром…

– Glossiness (Глянец).

– Shiness (Блеск).

– Diffuse (Рассеивание).

– Environment (Окружающий фон).

– Normal (Нормали).

 

Домашнее задание:

  1. По материалам урока создайте вращение 3D кубика с вашими фотографиями.
  2. Из любой копии фотографии сделайте 3D сферу. Напишите текст или нарисуйте узор по поверхности, выбрав Bump (Рельеф) в меню Paint on (Рисовать на).

 

 

 

Добавить комментарий